ПОДЪЕМ ЗАТОНУВШИХ СУДОВ
Очерк Н. Б.

Антикварная книга. Подъем затонувших судов

Очерк Н. Б. Подъем затонувших судов

Н. Б.
Подъем затонувших судов

Текст печатается по изданию:
Журнал "Природа и Люди"
№ 28, 1910 г., стр. 441
Номер вышел 13 марта 1910 г.



ПОДЪЕМЪ ЗАТОНУВШИХЪ СУДОВЪ
Очеркъ Н. Б.


Старик Посейдон не щадит современные паровыя суда и топит их так же, как во времена Одиссея топил парусныя суда древних пенителей моря. Но древние мореплаватели, жертвы которых не усилостливили грознаго владыку морей, волей-неволей мирились с его гневом и не пытались извлекать на поверхность погребенныя им суда. Современные мореплаватели не так-то легко мирятся с гибелью их судна: если имеется хотя малейшая возможность, стараются поднять их и, отремонтировав, вновь пустить в дело. Если только положение затонувшаго судна известно и если крушение произошло на не слишком большой глубине, современная техника дает средства извлечь дорого стоящий корпус судна. Вспомним, какой значительный процент даже умышленно затопленных судов нашей тихоокеанской эскадры удалось японцам поднять на поверхность и опять приспособить к плаванию. На чем же основано такое поднятие затонувшаго судна?

Еще Архимед учил, что тело, погруженное в жидкость, теряет в своем весе столько, сколько весит вытесняемая им вода. Следовательно, если вес воды, вытесняемой погруженной частью судна, превышает вес этой части – она выталкивается снизу вверх, всплывает на поверхность. Плавание наших гигантских стальных коммерческих и военных судов основано на этом законе. Тысячи тонн стали плывут по бурной поверхности моря, тогда как весящая ничтожную долю грамма стальная игла тонет в стакане воды. Весь секрет заключается в том, что как ни велик весь броненосец, вес вытесняемой им воды еще того больше. Но если внутренность судна наполнилась водой и оно погрузилось на дно, как снова уменьшить его вес, чтобы оно могло всплыть на поверхность?

Раньше эту задачу решали весьма кропотливым способом: помощью привязанных грузов (мешков с камнями) погружали вокруг затонувшаго судна бревна, привязывали их к корпусу парохода и они всплывали на поверхность (будучи, понятно, освобождены от камней), увлекая за собою потонувшее судно. В дальнейшем сравнительно тяжелыя бревна были заменены пустыми, герметически заделанными ящиками и бочками и, наконец, в самое последнее время на помощь морякам пришел сжатый воздух. Помощью сжатаго воздуха, нагнетаемаго во внутренния закрытыя части судна, подняты на поверхность затонувшие в Петербурге французския подводныя лодки и громадный в 12 тысяч тонн пароход со дна реки св. Лаврентия в Канаде.





Наши уникальные публикации



АРХИВ

НАУКА И ТЕХНИКА

ПРИРОДА И ЛЮДИ

ПУБЛИКАЦИИ

ГЛАВНАЯ ПОРТАЛА

Альманах Природа и Люди, № 28, 1910 г.